Вентиляция продуктового магазина

Для поддержания требований СанПин по микроклимату в любом учреждении с высокой посещаемостью необходима установка вентиляционного оборудования. Вентиляция продуктового магазина в связи со спецификой работы имеет целый ряд особенностей. Их грамотная реализация на деле доступна только специализированной компании со штатом опытных сотрудников разного профиля.

Содержание статьи:

  1. Описание вентиляции
  2. Типы вентиляции
  3. Расчет вентиляции
  4. Проектирование вентиляции
  5. Монтаж

Описание вентиляции

Вентиляция (проветривание) – это регулирование воздухообмена в помещении с целью создания благоприятной для здоровья человека среды. При повышенной изоляции (стеклопакетах, герметичных дверных прокладках, отсутствии повреждений стен и перекрытий) в помещении скапливаются несовместимые со здоровьем концентрации:

  • углекислого газа;
  • инфекционных агентов: вирусов, бактерий, грибков;
  • вредных летучих соединений от строительных материалов и пыли.

Помимо очевидной задачи регулирования воздухообмена в помещениях, вентиляция объектов торговли продуктами призвана изменять температуру и влажность. Эти факторы являются решающими для сохранности товаров в торговых залах и складах, поэтому им уделяется повышенное внимание.

В соответствии с нормами СНиП вентиляционная система магазина должна отвечать следующим требованиям:

  • При расположении магазина в здании другого назначения (жилой дом) оба объекта должны иметь отдельную друг от друга вентиляцию.
  • Для выброса отработанного воздуха используются трубы, имеющие высоту не менее 1 м и установленные на крыше.
  • Для безопасной и стабильной работы холодильных камер, чьи двигатели выделяют большое количество тепла, отдельно оборудуются вентиляционные системы для подачи воздуха.
  • При подаче воздуха в торговые залы, склады, административные и подсобные помещения оборудование оснащается системой фильтров и подогревом.
  • Для забора воздуха снаружи выбираются места с минимальным содержанием летучих загрязнений (вдали от скоплений людей, проезжей части и др.). Точки для монтажа приточной вентиляции должны находиться на высоте не менее 2 м от поверхности земли.
  • В помещениях для фасовки продуктов и моечных монтируются автономные вентиляционные системы.

Помимо выполнения требований санитарных норм и поддержания допустимого уровня шума, вентиляция магазина должна органично вписываться в интерьер торгового зала. Покупательский спрос – капризный фактор, который может быстро исчезнуть из-за психологического дисбаланса при взгляде на неказистые решетки и открытые трубопроводы.

Важно! При расчетах и проектировании необходимо учитывать, что оборудование будет работать круглосуточно – в целях рекламы большинство продуктовых магазинов оставляет включенные витрины на ночь. Это означает, что системы кондиционирования и вентиляции важно запланировать с повышенными эксплуатационными характеристиками по отношению к требованиям СНиП.

Типы вентиляции

Обычное проветривание или приток-вытяжка воздуха без использования специального оборудования называются естественной вентиляцией. Хотя такой способ до сих пор применяют во многих помещениях (даже медицинского назначения) с целью экономии, на самом деле он приводит к теплопотерям в размере до 50% в холодное время года. В промышленных зонах или городах с высокой загазованностью только вентиляционное оборудование с использованием системы фильтров может обеспечить воздухообмен, полностью соответствующий санитарно-гигиеническим нормам.

Принудительная (механическая) вентиляция – оптимальный вариант для продовольственных магазинов любого типа. Все вентиляционные системы делятся по нескольким признакам:

  • По направлению перемещения воздуха: приточная (подающая воздух с улицы), вытяжная (удаляющая загрязнения из помещения), приточно-вытяжная (совмещающая в себе оба вида).
  • По конструктивному исполнению: бесканальная (обычный вентилятор в стене или перекрытии) и канальная (вентиляционное оборудование соединяется воздуховодами). Канальные системы устанавливаются на больших площадях.
  • По охвату площади: местная (действует только на небольшом участке – вытяжки, воздушные подушки и др.) и общеобменная (обеспечивает циркуляцию воздуха во всем помещении).

Для объектов торговли используются комбинированные системы приточно-вытяжной вентиляции с преобладанием вытяжки, за исключением фасовочных помещений. В магазинах с большими торговыми залами целесообразно устанавливать воздушные подушки на входе. В жаркое время года соблюдение температурного режима требует монтажа систем кондиционирования.

Расчет вентиляции

В соответствии с требованиями СНиП 2.08.02–89 для магазинов продовольствия предусмотрены следующие нормы воздухообмена:

  • С площадью 250 м² и менее – с кратностью 1 для вытяжки.
  • С площадью выше 250 м² – по расчету.

Для соблюдения нормативов используются различные формы систем вентиляции:

  • В магазинах с площадью до 400 м² допускается использование естественного воздухообмена, происходящего при разнице температур и давления внутри и снаружи помещения.
  • В больших магазинах (площадь торговых залов свыше 500-600 м²) устанавливаются вентиляционные системы канального типа с применением рекуператоров и кондиционеров.

Чтобы вентиляция продуктового магазина выполняла свои функции на 100%, при расчетах исходят из следующих нормативов:

  • Для определения посещаемости исходят из площади торгового зала – на 1 человека норматив составляет 2,5 м².
  • При вычислениях скорости воздухообмена исходят из норм выделения CO₂ на 1 чел. – 20 л/ч. Расчеты проводят с учетом содержания CO₂ в наружном воздухе – 0,5 л/м³ для городской черты (0,4 л/м³ – за городом).
  • Скорость воздухообмена должна обеспечивать каждому посетителю и сотруднику подачу свежего воздуха не менее 20 м³/ч.

Важно! В торговых залах допускается использование систем, производящих рециркуляцию воздуха – правильная организация вентиляции в этом случае позволит снизить энергопотери.

Для расчетов требуемого нормативами воздухообмена используется ряд сложных методик с несколькими переменными. Сделать примерные вычисления можно с помощью онлайн-калькулятора или при консультации у менеджера по телефону. Для получения конкретного результата при необходимости установки или перепроектирования вентиляционной системы придется воспользоваться услугами сотрудника специализированной компании. Он проведет предварительное обследование:

  • Уточнит информацию о типе здания, его размерах, посещаемости и сверит ее с данными, полученными от заказчика.
  • На месте осмотрит предполагаемые точки монтажа оборудования и пути прокладки воздуховодов.
  • Согласует размеры и типы вентиляторов, кондиционеров, рекуператоров, максимально отвечающих требованиям дизайна помещения.

При расчетах берется во внимание специализация магазина продуктов. Хранение и выставочное оборудование требует применения холодильников, которые выделяют тепло. Для его нейтрализации при расчетах мощности вентиляции закладывается дополнительная нагрузка – только в этом случае система будет эффективной на 100%.

Проектирование вентиляции

Грамотно спроектированная система вентиляции в продуктовом магазине помогает:

  • Предварительно оценить архитектурные особенности помещений и выбрать удобные места для расположения оборудования.
  • Провести необходимые замеры и узнать примерный размер затрат на оборудование и его монтаж.
  • Обеспечить максимально доступную сохранность товаров в соответствии с нормативами СНиП.

Самостоятельная установка или привлечение дилетантов к монтажу оборудования часто приводят к ошибкам в расчетах и несоблюдению требований санитарно-гигиенических норм. Как минимум, это грозит владельцу магазина порчей продуктов, в худшем случае неизбежны штрафные санкции и даже лишение лицензии.

В специализированной компании при заказе вентиляции составляется проект, его готовность обеспечивается командой специалистов:

  • Техническое задание – предполагает учет требований заказчика с прилагаемыми параметрами объекта, указываются сроки проведения работ.
  • Техническое предложение – дополняет первичный документ в случае появления новых обстоятельств или выявления неучтенных моментов.
  • Эскизный проект – составление чертежей и схем с указанием расположения основных узлов и коммуникаций, подробных параметров каждого элемента системы.
  • Технический проект – черновой вариант окончательного решения, на этом этапе каждый участок конструкции прорабатывается с учетом максимальной нагрузки.
  • Рабочий проект – завершение работ, включает в себя схемы, чертежи и пояснительную записку с подробной информацией о возможностях работы системы. Заверяется заказчиком и исполнителем после согласования.

Грамотно выполненная вентиляция в магазине продуктов с экономической точки зрения выгодна каждому владельцу: при заказе проекта и монтажа в одной компании стоимость услуг ниже благодаря комплексности. Все проходит по четко спланированному графику, поэтому сроки выполнения работ минимальные.

Важно! Предварительное проектирование имеет еще одно преимущество – оно позволяет заранее оценить возможные риски или неучтенные моменты. Такие ситуации неизбежно возникают при перепланировке вентиляционных систем или монтаже в зданиях, заведомо не рассчитанных на установку вентиляции.

Монтаж

Заказ комплексных услуг в одной компании имеет еще одно достоинство – при монтаже исключены разночтения в проектной документации и гарантировано полное ей соответствие. Установка вентиляционных систем проводится в несколько этапов:

  • Подготовка. Компания-исполнитель проводит осмотр помещений и оценивает их соответствие проектным расчетам. В обозначенных местах обеспечивается доступ к точкам монтажа, пробиваются отверстия, устанавливаются крепления, прокладываются пути для воздуховодов.
  • Проверка оборудования. В зоны установки крупных узлов доставляется нужное оборудование, после чего проводится предварительная проверка его работоспособности.
  • Монтаж коммуникаций. В соответствии с проектной документацией по заранее подготовленным трассам укладываются трубы, воздуховоды, кабели.
  • Монтаж оборудования. В точках монтажа крупных узлов устанавливаются вентиляторы, кондиционеры, сплит-системы с последующим подсоединением к коммуникациям.
  • Подключение к электросети. Проводится проверка изоляции каждого элемента, после чего оборудование подключается к сети. Монтируется автоматическое управление.
  • Пусконаладочные работы. Предварительно система запускается в тестовом режиме, проводятся замеры основных показателей. При необходимости параметры регулируются до требуемых.
  • Завершение монтажа. После маскировки оборудования строителями и отделочниками система тестируется окончательно. Обе стороны подписывают акт приемки с прилагаемой технической и проектной документацией.

Вентиляция продуктового магазина – многопрофильная система с высокими нагрузками. Сделать грамотный проект, провести профессиональный монтаж и выставить оптимальные цены – задача для специализированной компании, где можно быть уверенным в результате на 100%.