Вентиляция продуктового магазина
Для поддержания требований СанПин по микроклимату в любом учреждении с высокой посещаемостью необходима установка вентиляционного оборудования. Вентиляция продуктового магазина в связи со спецификой работы имеет целый ряд особенностей. Их грамотная реализация на деле доступна только специализированной компании со штатом опытных сотрудников разного профиля.
Содержание статьи:
Описание вентиляции
Вентиляция (проветривание) – это регулирование воздухообмена в помещении с целью создания благоприятной для здоровья человека среды. При повышенной изоляции (стеклопакетах, герметичных дверных прокладках, отсутствии повреждений стен и перекрытий) в помещении скапливаются несовместимые со здоровьем концентрации:
- углекислого газа;
- инфекционных агентов: вирусов, бактерий, грибков;
- вредных летучих соединений от строительных материалов и пыли.
Помимо очевидной задачи регулирования воздухообмена в помещениях, вентиляция объектов торговли продуктами призвана изменять температуру и влажность. Эти факторы являются решающими для сохранности товаров в торговых залах и складах, поэтому им уделяется повышенное внимание.
В соответствии с нормами СНиП вентиляционная система магазина должна отвечать следующим требованиям:
- При расположении магазина в здании другого назначения (жилой дом) оба объекта должны иметь отдельную друг от друга вентиляцию.
- Для выброса отработанного воздуха используются трубы, имеющие высоту не менее 1 м и установленные на крыше.
- Для безопасной и стабильной работы холодильных камер, чьи двигатели выделяют большое количество тепла, отдельно оборудуются вентиляционные системы для подачи воздуха.
- При подаче воздуха в торговые залы, склады, административные и подсобные помещения оборудование оснащается системой фильтров и подогревом.
- Для забора воздуха снаружи выбираются места с минимальным содержанием летучих загрязнений (вдали от скоплений людей, проезжей части и др.). Точки для монтажа приточной вентиляции должны находиться на высоте не менее 2 м от поверхности земли.
- В помещениях для фасовки продуктов и моечных монтируются автономные вентиляционные системы.
Помимо выполнения требований санитарных норм и поддержания допустимого уровня шума, вентиляция магазина должна органично вписываться в интерьер торгового зала. Покупательский спрос – капризный фактор, который может быстро исчезнуть из-за психологического дисбаланса при взгляде на неказистые решетки и открытые трубопроводы.
Важно! При расчетах и проектировании необходимо учитывать, что оборудование будет работать круглосуточно – в целях рекламы большинство продуктовых магазинов оставляет включенные витрины на ночь. Это означает, что системы кондиционирования и вентиляции важно запланировать с повышенными эксплуатационными характеристиками по отношению к требованиям СНиП.
Типы вентиляции
Обычное проветривание или приток-вытяжка воздуха без использования специального оборудования называются естественной вентиляцией. Хотя такой способ до сих пор применяют во многих помещениях (даже медицинского назначения) с целью экономии, на самом деле он приводит к теплопотерям в размере до 50% в холодное время года. В промышленных зонах или городах с высокой загазованностью только вентиляционное оборудование с использованием системы фильтров может обеспечить воздухообмен, полностью соответствующий санитарно-гигиеническим нормам.
Принудительная (механическая) вентиляция – оптимальный вариант для продовольственных магазинов любого типа. Все вентиляционные системы делятся по нескольким признакам:
- По направлению перемещения воздуха: приточная (подающая воздух с улицы), вытяжная (удаляющая загрязнения из помещения), приточно-вытяжная (совмещающая в себе оба вида).
- По конструктивному исполнению: бесканальная (обычный вентилятор в стене или перекрытии) и канальная (вентиляционное оборудование соединяется воздуховодами). Канальные системы устанавливаются на больших площадях.
- По охвату площади: местная (действует только на небольшом участке – вытяжки, воздушные подушки и др.) и общеобменная (обеспечивает циркуляцию воздуха во всем помещении).
Для объектов торговли используются комбинированные системы приточно-вытяжной вентиляции с преобладанием вытяжки, за исключением фасовочных помещений. В магазинах с большими торговыми залами целесообразно устанавливать воздушные подушки на входе. В жаркое время года соблюдение температурного режима требует монтажа систем кондиционирования.
Расчет вентиляции
В соответствии с требованиями СНиП 2.08.02–89 для магазинов продовольствия предусмотрены следующие нормы воздухообмена:
- С площадью 250 м² и менее – с кратностью 1 для вытяжки.
- С площадью выше 250 м² – по расчету.
Для соблюдения нормативов используются различные формы систем вентиляции:
- В магазинах с площадью до 400 м² допускается использование естественного воздухообмена, происходящего при разнице температур и давления внутри и снаружи помещения.
- В больших магазинах (площадь торговых залов свыше 500-600 м²) устанавливаются вентиляционные системы канального типа с применением рекуператоров и кондиционеров.
Чтобы вентиляция продуктового магазина выполняла свои функции на 100%, при расчетах исходят из следующих нормативов:
- Для определения посещаемости исходят из площади торгового зала – на 1 человека норматив составляет 2,5 м².
- При вычислениях скорости воздухообмена исходят из норм выделения CO₂ на 1 чел. – 20 л/ч. Расчеты проводят с учетом содержания CO₂ в наружном воздухе – 0,5 л/м³ для городской черты (0,4 л/м³ – за городом).
- Скорость воздухообмена должна обеспечивать каждому посетителю и сотруднику подачу свежего воздуха не менее 20 м³/ч.
Важно! В торговых залах допускается использование систем, производящих рециркуляцию воздуха – правильная организация вентиляции в этом случае позволит снизить энергопотери.
Для расчетов требуемого нормативами воздухообмена используется ряд сложных методик с несколькими переменными. Сделать примерные вычисления можно с помощью онлайн-калькулятора или при консультации у менеджера по телефону. Для получения конкретного результата при необходимости установки или перепроектирования вентиляционной системы придется воспользоваться услугами сотрудника специализированной компании. Он проведет предварительное обследование:
- Уточнит информацию о типе здания, его размерах, посещаемости и сверит ее с данными, полученными от заказчика.
- На месте осмотрит предполагаемые точки монтажа оборудования и пути прокладки воздуховодов.
- Согласует размеры и типы вентиляторов, кондиционеров, рекуператоров, максимально отвечающих требованиям дизайна помещения.
При расчетах берется во внимание специализация магазина продуктов. Хранение и выставочное оборудование требует применения холодильников, которые выделяют тепло. Для его нейтрализации при расчетах мощности вентиляции закладывается дополнительная нагрузка – только в этом случае система будет эффективной на 100%.
Ориентировочная стоимость вентиляции в магазине:
Проектирование вентиляции
Грамотно спроектированная система вентиляции в продуктовом магазине помогает:
- Предварительно оценить архитектурные особенности помещений и выбрать удобные места для расположения оборудования.
- Провести необходимые замеры и узнать примерный размер затрат на оборудование и его монтаж.
- Обеспечить максимально доступную сохранность товаров в соответствии с нормативами СНиП.
Самостоятельная установка или привлечение дилетантов к монтажу оборудования часто приводят к ошибкам в расчетах и несоблюдению требований санитарно-гигиенических норм. Как минимум, это грозит владельцу магазина порчей продуктов, в худшем случае неизбежны штрафные санкции и даже лишение лицензии.
В специализированной компании при заказе вентиляции составляется проект, его готовность обеспечивается командой специалистов:
- Техническое задание – предполагает учет требований заказчика с прилагаемыми параметрами объекта, указываются сроки проведения работ.
- Техническое предложение – дополняет первичный документ в случае появления новых обстоятельств или выявления неучтенных моментов.
- Эскизный проект – составление чертежей и схем с указанием расположения основных узлов и коммуникаций, подробных параметров каждого элемента системы.
- Технический проект – черновой вариант окончательного решения, на этом этапе каждый участок конструкции прорабатывается с учетом максимальной нагрузки.
- Рабочий проект – завершение работ, включает в себя схемы, чертежи и пояснительную записку с подробной информацией о возможностях работы системы. Заверяется заказчиком и исполнителем после согласования.
Грамотно выполненная вентиляция в магазине продуктов с экономической точки зрения выгодна каждому владельцу: при заказе проекта и монтажа в одной компании стоимость услуг ниже благодаря комплексности. Все проходит по четко спланированному графику, поэтому сроки выполнения работ минимальные.
Важно! Предварительное проектирование имеет еще одно преимущество – оно позволяет заранее оценить возможные риски или неучтенные моменты. Такие ситуации неизбежно возникают при перепланировке вентиляционных систем или монтаже в зданиях, заведомо не рассчитанных на установку вентиляции.
Монтаж
Заказ комплексных услуг в одной компании имеет еще одно достоинство – при монтаже исключены разночтения в проектной документации и гарантировано полное ей соответствие. Установка вентиляционных систем проводится в несколько этапов:
- Подготовка. Компания-исполнитель проводит осмотр помещений и оценивает их соответствие проектным расчетам. В обозначенных местах обеспечивается доступ к точкам монтажа, пробиваются отверстия, устанавливаются крепления, прокладываются пути для воздуховодов.
- Проверка оборудования. В зоны установки крупных узлов доставляется нужное оборудование, после чего проводится предварительная проверка его работоспособности.
- Монтаж коммуникаций. В соответствии с проектной документацией по заранее подготовленным трассам укладываются трубы, воздуховоды, кабели.
- Монтаж оборудования. В точках монтажа крупных узлов устанавливаются вентиляторы, кондиционеры, сплит-системы с последующим подсоединением к коммуникациям.
- Подключение к электросети. Проводится проверка изоляции каждого элемента, после чего оборудование подключается к сети. Монтируется автоматическое управление.
- Пусконаладочные работы. Предварительно система запускается в тестовом режиме, проводятся замеры основных показателей. При необходимости параметры регулируются до требуемых.
- Завершение монтажа. После маскировки оборудования строителями и отделочниками система тестируется окончательно. Обе стороны подписывают акт приемки с прилагаемой технической и проектной документацией.
Вентиляция продуктового магазина – многопрофильная система с высокими нагрузками. Сделать грамотный проект, провести профессиональный монтаж и выставить оптимальные цены – задача для специализированной компании, где можно быть уверенным в результате на 100%.
Заказать наши услуги: