Вентиляция торгового помещения

Комфортность пребывания покупателей в магазине – один из факторов, влияющих на прибыльность любой торговой точки. Вентиляция в торговом помещении способна обеспечить не только чистоту воздуха. Современные системы дополняются кондиционерами, рекуператорами, фильтрами и выполняют множество дополнительных функций. Грамотно спроектированная вентиляционная установка работает абсолютно бесшумно, экономит теплоносители и обеспечивает соблюдение нормативов СНиП.

Содержание статьи:

  1. Для чего нужна вентиляция
  2. Типы вентиляции
  3. Как происходит расчет вентиляции
  4. Проектирование вентиляции
  5. Монтаж

Для чего нужна вентиляция

Торговые залы магазинов проектируются с учетом жестких требований микроклимата, которые регламентируются СНиП 2.04.05-91 и СНиП 2.08.02.89. Обусловлено это элементарными соображениями безопасности для здоровья сотрудников и покупателей.

В любом изолированном помещении без доступа воздуха снаружи скапливаются вредоносные компоненты:

  • углекислый газ;
  • болезнетворные микроорганизмы – вирусы, грибки, бактерии;
  • летучие соединения химических веществ (новые стройматериалы, мебель и т. д.);
  • пыль.

Без достаточного воздухообмена у человека в таком помещении быстро начнет ухудшаться самочувствие (головная боль, ломота в суставах и др.). При скоплении большого количества людей велика вероятность распространения инфекций – до 75% вирусов и бактерий передаются воздушно-капельным путем.

Этих неприятных последствий можно избежать при хорошо организованной вентиляции. Если раньше процесс воздухообмена проходил естественным путем с помощью проветривания, то современные технологии позволяют использовать высокоэффективные вентиляционные установки в любое время года. Правильно спроектированная система зимой сократит затраты на теплоносители, а летом обеспечит комфортное пребывание в торговом зале сотрудников и покупателей.

Важно! Принудительная (механическая) вентиляция способна снизить теплопотери в холодное время года на 50%. Эффективную систему, отвечающую нормам СНиП, смогут разработать и реализовать в специализированной компании со штатом опытных сотрудников: инженеров, электриков, строителей.

Типы вентиляции

В зависимости от назначения торгового помещения и его размеров при проектировании могут быть использованы различные типы вентиляции. Общепринятая классификация подразделяет их по нескольким признакам:

  • По способу перемещения воздуха: естественная (обычное проветривание) и принудительная (с использованием специального оборудования). Естественная вентиляция частично допускается СНиП для торговых площадок небольших размеров (менее 250 м²).
  • По назначению: приточная (подающая воздух в помещение снаружи) и вытяжная (удаляющая отработанные воздушные массы из здания). Современные технологии позволяют создавать системы, обеспечивающие одновременно приток и вытяжку.
  • По зоне воздействия: местная (используется для очистки или подачи воздуха на ограниченном участке) и общеобменная (применяется при необходимости воздействия на весь объем помещения или здания).
  • По конструкции: канальная (несколько видов или единиц оборудования соединено воздуховодами) и бесканальная (вентилятор монтируется в стену или перекрытие здания).

В зависимости от размеров торгового зала может быть использована естественная вентиляция или приточно-вытяжная установка (при площади более 400 м²). В торговых центрах и гипермаркетах (площадь больше 3500 м²) для создания комфортного микроклимата необходимым является дополнительное подключение системы кондиционирования.

При планировании учитываются следующие особенности:

  • Для торговых площадок с размещением магазинов различных товарных групп (продукты, одежда, бытовая химия и т. д.) предусматриваются отдельные вентиляционные системы.
  • На небольших площадях вентиляция подсобок и кладовок может быть естественной. Сеть воздуховодов торговых залов проектируется отдельно от воздуховодов естественной вентиляции.
  • Для площадок, не торгующих горючими и химическими веществами с сильным запахом, допускается использование систем с рециркуляцией воздуха.
  • В многоэтажных торговых центрах вентиляционная система проектируется на стадии застройки здания. Из-за разноплановости размещаемых объектов (предприятия общепита, магазины, сервисные агентства) и разности условий на разных этажах система вентиляции требует зональной настройки и управления. В большинстве случаев на таких площадях используется система чиллер-фанкойл.

Правильно организованная вентиляция торгового помещения – залог успешности предприятия. В таком магазине или ТЦ покупатель будет чувствовать себя комфортно и задержится подольше – возможно, чтобы сделать покупку. Или придет сюда еще раз, т. к. торговый зал оставит о себе самые приятные воспоминания.

Как происходит расчет вентиляции

Для определения количества и мощности нужного вентиляционного оборудования предварительно выполняется расчет вентиляции. Вычисления производятся с учетом нормативных требований СНиП:

  • Для объектов торговли, занимающих часть здания, вентиляционная система должна быть отделена от общедомовой.
  • Вытяжные каналы на крыше не допускается делать меньше 1 м высоты.
  • Расположение приточных клапанов предусмотрено в местах наименьшего загрязнения воздушных масс (вдали от автостоянок, трасс, мест скопления людей) на высоте не менее 20 см над уровнем поверхности земли.
  • При наличии в магазине холодильных шкафов для плодов и овощей для нейтрализации выделяемого тепла устанавливаются отдельные вентиляционные системы.

При выполнении расчета вентиляции исходят из предусмотренных санитарно-гигиеническими требованиями нормативов:

  • На 1 постоянно пребывающего в помещении человека (сотрудника) достаточно подачи воздуха в количестве 60 м³/ч.
  • На 1 временно находящегося (покупателя) – 20 м³/ч.

Для торговых площадей играет роль также реализуемый ассортимент. Посещаемость рассчитывают, исходя из нормативов на 1 человека:

  • 6 м² – в магазинах по продаже мебели, спортивных и музыкальных товаров, книг, ювелирных изделий.
  • 3,5 м² – в остальных магазинах непродовольственной группы.
  • 2,5 м² – в магазинах продовольственных товаров.

Для определения нужной мощности и вида оборудования в расчет берутся не только параметры воздухообмена, но и температура, влажность. Играет роль даже скорость движения людей – для административных помещений планируется меньший воздухообмен, чем для сектора приемки-выгрузки товаров.

В расчетах используются сложные многоступенчатые методики, освоить которые по силам только специалисту. Для получения примерного результата достаточно подставить значения по конкретному объекту в онлайн-калькулятор. Более подробную информацию предоставит менеджер компании при консультации по телефону. Для точных вычислений по заявке на объект выедет специалист, который произведет нужные замеры и сделает первоначальный расчет вентиляции.

Ориентировочная стоимость вентиляции торгового помещения:

Тип вентиляции
Площадь объекта, м²
Отправить заявку

Проектирование вентиляции

Разработка проекта вентиляции торгового помещения зависит от вида объекта, его размеров, расположения. В небольших отдельно стоящих торговых точках учитываются только размер помещений и ассортимент товаров. В магазинах, занимающих часть здания, проект составляется отдельно от общей системы. Для крупных торговых центров вентиляционная установка проектируется еще на стадии застройки ввиду огромных площадей. В этом случае играет роль принадлежность объекта: магазин-склад или центр с разделением на сектора. Для многофункциональных ТЦ предусматривается установка центрального кондиционера с возможностью регулирования микроклимата по зонам.

Для составления проектной документации собирается информация о торговой точке:

  • количество, площадь, предназначение помещений;
  • предполагаемая частота посещений;
  • архитектурные особенности строений;
  • расположение здания относительно сторон света;
  • среднестатистические данные о наружной температуре и давлении;
  • информация о наличии холодильного, электрического, осветительного оборудования в помещениях;
  • особые пожелания заказчика.

Внимание! Если в отдельных небольших магазинах допускается использование естественной вентиляции для части помещений, то в крупных ТЦ целый ряд мелких объектов подлежит принудительному вентилированию. В их число входят предприятия общепита, отделы готовой еды, магазины по продаже крупной бытовой техники, кинотеатры, конференц-залы, сервисные точки (турагентства, отделения банков и др.), товарные склады, гигиенические и хозяйственные помещения, комнаты отдыха.

После сбора полной информации об объекте начинается разработка проекта в несколько этапов:

  • техническое задание – план предстоящих работ с указанием исходной информации;
  • техническое предложение – дополнение к ТЗ в случае неучтенных моментов;
  • эскизный проект – схемы и чертежи с параметрами и точным расположением оборудования;
  • технический проект – документ с проработкой эксплуатационных возможностей каждого элемента системы;
  • рабочий проект – окончательный документ, включающий схемы, чертежи и пояснительную записку с указанием технических характеристик оборудования.

Вентиляция торгового здания эффективна при грамотном подходе уже на стадии проектирования. Оптимальный вариант – заказ проекта и монтажа в одной специализированной компании. В этом случае исключены разночтения при установке оборудования и сокращаются сроки проведения работ.

Монтаж

Сроки, сложность и порядок монтажа зависит от производительности используемого оборудования и его типа. При планировании эксплуатации климатических систем в дополнение к вентиляционным в процессе установки добавляется монтаж фреоновой и дренажной магистралей. Если в проекте задействованы системы чиллер-фанкойл, то возрастает объем сантехнических работ. Независимо от типа вентиляционной установки при монтаже строго выполняются рекомендации завода-изготовителя по эксплуатации.

На подготовительном этапе изучается проектная документация, закупается оборудование, составляется список необходимых комплектующих и график выполнения работ. При необходимости работ смежников (сантехников, строителей, электриков) согласуются совместные действия отдельных бригад.

На местах проверяется доступ к точкам монтажа, прокладываются магистрали для коммуникаций, при необходимости сверлятся отверстия и устанавливаются крепления.

Непосредственно монтажные работы включают несколько этапов:

  • Монтаж оборудования – проверка работоспособности и установка на места.
  • Монтаж фреоновой магистрали – с теплоизоляционной защитой от конденсата.
  • Монтаж дренажной магистрали – с уклоном или помпой и обеспечением герметичности.
  • Установка воздухораспределительной сети – подсоединение к основным узлам системы.
  • Монтаж электрооборудования – межблочные соединения, подводка электропитания, монтаж защиты и розеток.
  • Пуско-наладка системы после установки – тестовый запуск с замером показателей и переналадка при необходимости.
  • Завершение монтажа вентиляции и кондиционирования – подписание приемочного акта заказчиком и исполнителем с предоставлением клиенту проектной документации, технических характеристик, пояснительной записки.

Вентиляция должна отвечать требованиям СанПин, быть бесшумной, безопасной и не нарушать дизайн магазина. Задача такой сложности по плечу только команде опытных профессионалов из специализированной компании. Заказав проект и монтаж в одном месте, владелец магазина получит эффективную на 100% систему вентиляции, скидки при оплате и льготное сервисное обслуживание.

Заказать наши услуги: